АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени Л.К. Кортунова -
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Донской государственный аграрный

университет»

ПЯТЫЕ ВЕЛИХОВСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Сборник научных статен

Новочеркасск

2015

© Авторы, поименованные в оглавлении. 2015

Содержание

Анисимова О.С., Чумакова Т.Н., Овсянкина Т.В. Трансформация ценност- 3
ных ориентаций студенческой молодёжи в российском обществе
Анисимова О.С., Чумакова Т.Н., Овсянкина Т.В. Ценностные ориентации 7
студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы
трансформирующегося российского общества

Воронцова Т.Н. Гражданское общество и государство: исторические типы 10
взаимосвязи

Волосухин В.А.. Иванкова ТВ. Понятие уровня, особенностей функциони- 13
рования эколого-мелиоративного сознания и его специфика
Горбова Г.А. Философский анализ и реальность российского экономическо- 20
го кризиса

Кузьмичёва Л.Н., Логвиненко О.Л., Семенцова ЛИ. Анализ пожилой семьи 25
в ракурсе основных подходов исследования

Моисеева О.В. Эволюция политических представлений большевиков в от- 31
ношении кооперации в конце
XIX-начале XX вв.

Насибова И.Н. Проблемы патриотического воспитания современной моло- 36
дёжи

Николаева Л.С., Загорская О.В. Методология исследования информатиза- 43
ции образования

Николаева Л.С. Информационно-коммуникативная культура субъекта си- 50
стемы высшего образования

Николаева Л. С. А. Богданов и пролетарская культура в России   57

Никулина М.А. Ситуация постмодерна и анализ трансформации современ- 59
ного мировоззрения

Прокопишина Н.А. Трудности понимания понятия «милосердие» 67

Прокопенко Н.П. Концепция стратегии копинг-поведения инвалидов по 71
зрению как основа социальной адаптации их в обществе

Прокопенко Н.П. Специфика адаптивных стратегий поведения инватидов 79
по зрению в современном обществе

Полудненко Л. В. Особенности психологической профилактики злоупо- 86
требления психоактивными веществами (на примере Шахтинского филиала
ГБУ РО «Наркологического диспансера»)

Семенцова Л.И., Логвиненко О.Л., Николаева Е.Н. Особенности адаптации 89
пожилых семей в современной России

Слезко Т.В., Николаев Н.Н. Социологические типы современной семьи  95

Устинова Т.Е. Актуатьность исследования проблем неблагополучных се- 103
мей в России

Устинова Т.Е. Положение неблагополучных семей в России          106

Устинова Т.Е., Николаев Н.Н., Николаева Е.Н. Демографические типы и 109
особенности современной семьи в ориентирах тенденций её развития
Харченко Е.В. Философия Всеединства Вл. Соловьёва 116

Харченко Е.В. Философия Рене Декарта                           120

3

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Анисииова О.С., Чумакова Т.Н., Овсянкина Т.В.

Ключевые слова: трансформация, ценностные ориентации, студенческая молодёжь,
российское общество, культура, модели будущего.

Обратимся к понятию «трансформация общества». Согласно позиции
Н.И. Лапина, трансформация - это процесс, охватывающий все сферы жизни
общества и выражающийся в преобразованиях способа деятельности человека
(культуры), форм отношений между людьми в ходе их деятельности [2. С 38].

Если отталкиваться от мнения В. А. Ядова [5. С. 60], то трансформацион-
ное общество - не просто общество перехода к демократическим институтам
самоорганизации, а такая социальная организация, в которой доминируют тен-
денции отвержения старого и отсутствуют общеприемлемые, консолидирую-
щие модели будущего [4. С. 12]. Среди типичных черт социальной трансфор-
мации выделяются глубина (масштабность) и неопределенность последствий,
что коррелирует с мнением В.А. Ядова, указывающего, что свобода от «вектор-
ной нагрузки» делает трансформацию наиболее адекватным понятием для изу-
чения современног о российского общества.

Рыночная экономика оставляет всё меньше иллюзий о великой цели, ради
которой стоит жить. Большая часть студенческой молодёжи личное благо ста-
ти выше общественного и воспринимает государство в основном как источник
ресурсов для реализации собственных интересов. Неким идеалом, к которому
стреми гея молодёжь, является установка, в основе которой равенство возмож-
ное
1сй для проявления способностей важнее, чем равенство условий и доходов.
Но это некий идеал, а в действительности выбор путей свободного развития
означает неравенство, отрицающее равенство доходов и условий жизни, соци-
альную, экономическую и психологическую несвободу. Справедливость чело-
века измеряется его капиталом в рыночном обществе.

Другой фаныо справедливости является своеобразным образом интер-
претированная «правда жизни». Студенческая молодёжь ищет не истину, а
свою правду, следуя российскому менталитету. Установку «ложь во спасение»
принимают более семидесяти процентов молодых людей.

Ценность патриотизма под влиянием «духовно-патриотической идеоло-
гии» значительно возросла. Наметилась тенденция, согласно которой смысло-
вое наполнение понятий «Родина», «патриотизм» дополнились рядом понятий,
таких как «любовь», «честь и достоинство», «защита», «свобода», «безопас-
ность», «готовность на самопожертвование» и др. Но это лишь тенденция,'а
процент «уклонов» от армии говорит о том, что личное благо, успех, комфорт
выше ценностей «Родины» и «Отечества». Возможно, на такие установки по-
влияли события двух войн в Чечне.

Моральные ценности студенческой молодёжи в современной России по-
казывают, что на первом плане находятся индивидуализм и эгоизм, связанные с

4

некоторой дифференциацией себя от других. Две трети студентов не желают
жить, оглядываясь на мнение других, особенно высокообеспеченные молодые
люди. Главным в жизни для двух третей опрошенных молодых людей является
забота о своём здоровье и благополучии, желание и умение выразить себя. Это
своеобразное проявление нерационального прагматизма, основанного на прин-
ципах успешной карьеры.

Среди опрошенных студентов произошло разделение примерно поровну
ответов на вопрос, каким должен быть нравственный человек. Этот разлом
произошёл между альтруистическими и эгоистическими установками. Одни
считали, что счастливый, совестливый и нравственный человек должен помо-
гать бедным и слабым, а другие, что человек должен стремиться жить лучше
для себя, для своей жизни. Отсюда следует, что молодёжное сознание амбива-
лентно и включает даже взаимоисключающие установки. Большая часть сту-
денческой молодёжи полагает, что человек должен стремиться к тому, чтобы
была спокойная совесть и спокойная душа. Но эта установка противоречит мо-
ральной установке, согласно которой лучше «жить как все, чем выделяться»
(около двадцати одного процента респондентов). Всё же большая часть студен-
ческой молодёжи хочет быть яркой индивидуальностью, что свидетельствует о
«гибкости», лабильности убеждений, отсутствии последовательности, размыто-
сти. Более половины опрошенных студентов заявили, что человек по своей
природе добр.

Более половины студентов отводят мало места религии в своей жизни.
Важнейшими ценностями молодые люди признают порядочность (более ше-
стидесяти процентов), около тридцати пяти процентов полагают, что важнее
материальные ценности, и они могут пренебрегать порядочностью, т. к. для них
первичнее и главнее успех, карьера, деньги, достаток.

Большая часть молодых людей смотрят с оптимизмом в будущее (около
восьмидесяти процентов), ориентируются на инициативу, поиск нового, карье-
ру, успех, предприимчивость, стремятся жить по индивидуальным критериям.
Более половины уважают тех, кто «сам себя сделал». Студенческая молодёжь
эффективные пути достижения целей связывает со стабильностью в обществе,
им нравятся перемены, обновляющийся мир; они оптимистичны, открыты ин-
новациям; считают, что нужно развиваться в новых границах страны.

В целом можно отметить следующие изменения ценностных ориентаций
студенческой молодёжи: растёт индивидуализм и значимость индивидуальных
стратегий: развлечения, отдых; красивая и комфортная жизнь; благополучие и
карьера; ценности и благополучие себя и своей семьи, здоровья, хорошо опла-
чиваемая работа. Мировоззрение плюралистично, фрагментарно, многовари-
антно, «размыто». Усиливаются позиции утилитаризма, прагматизма и индиви-
дуальных предпочтений.

Л. В. Петров отмечает, что в ценностном сознании выделяются следую-
щие характеристики: 1) амбивалетность; 2) нестабильность, изменчивость; 3)
эклектичность; 4) отсутствие выраженного интереса к политике, стойкая поли-
тическая индифферентность; 5) «приниженность» идеалов, доминирование
прагматических установок; 6) ориентация на гедонистические ценности, полу-

5

чение удовольствия («кайфа»); 7) преобладание инструментальных ценностей
над терминальными [3. С. 90]. Наше исследование также подтверждает эти вы-
воды.

Исторический контекст этой ситуации в сочетании с экономическими
факторами выявляется чётко. В современной России отмечается повышение
уровня саморазрушительного поведения студенческой молодёжи и в первую
очередь в результате нарушения принципа социальной справедливости. Транс-
формации ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что молодые люди
живут в обществе неопределённости, рискованности, нестабильности. Положе-
ние студенческой молодёжи, сложившееся в России в результате социально-
экономических и политических трансформаций и реформ, ухудшилось. Она пе-
рестала видеть социальные перспективы и утратила возможность социального
проектирования по отношению к своей жизни как на личностном, так и на про-
фессиональном уровне. Кризисная составляющая выражается в росте студенче-
ской молодёжи, употребляющей спиртное, табачные изделия, наркотические
вещества, снижается численность здоровой молодёжи, чаще встречается инва-
лидность, болезни и т. д.

Итак, с одной стороны, судя по ценностным ориентациям студенческой
молодёжи, утверждается общество самоопределяющееся, самоутверждающее-
ся, «встающее на ноги», приобретающее собственную субъективность не толь-
ко на внешнеполитической сцене, но и как страна с самостоятельной судьбой и
собственными планами. А с другой стороны, необходимо отметить в качестве
основного противоречия, затрудняющего развитие студенческой молодёжи и
ухудшающего её социальное самочувствие, - несоответствие между внутрен-
ними и внешними условиями развития молодёжи, т. е. социальными стремле-
ниями молодых людей и социальными условиями, определяющими возможно-
сти их удовлетворения в основных сферах общественного производства [1. С.
211].

Социальная апатия, неверие в собственные силы, пессимизм, неуверен-
ность в себе, а также рост противоправных действий и практик в молодёжной
среде являются следствием жизненной неустроенности и неопределённости.

Однако молодёжная среда показывает высокую степень адаптации к
условиям социума, развивая в себе в основном те качества личности, которые
могут помочь в получении материальных ценностей. Но сама ценность челове-
ческой жизни, возможность подумать о смысле своего бытия постепенно ухо-
дят в область недосягаемого. Постоянная нехватка времени, часто появляющая-
ся из-за чрезмерного увлечения средствами массовой информации (в частности
телевидением), низкий уровень культуры чтения среди молодёжи, нежелание
остаться со своими мыслями один на один приводит к искажению восприятия
реальности бытия, которое не ограничивается только материальными носите-
лями. Духовно-нравственная сфера, которая включает в себя не только веру в
некий Абсолют, но и элементарную житейскую истину «поступай с другими
так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой» на сегодняшний день не пользуется
популярностью в обществе. Так что чего нет в пресловутом социальном харак-
тере, то с трудом можно найти в индивидуальном.

6

Подводя итог, отметим, что тенденция прагматизма в современной Рос-
сии всё более усиливается и переходит в стадию эгоизма, яркого индивидуа-
лизма, стремления к материальному достатку, отсутствию толерантности к не-
похожим на себя людям, но остаётся «верность» традиционным ценностях: се-
мья, любовь, друзья, интересная работа. Но индивидуалистические ценности,
проникая в жизнь и молодёжную среду, нивелируют и искореняют традицион-
ную аксиологическую систему, а сама погоня за прибылью, благами, матери-
альным благополучием приводит к утрате ценности собственной жизни. На
фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, че-
ловеколюбия, гуманизма происходит эгоизация и индивидуализация межчело-
веческих отношений в сторону выгоды и полезности. Эти изменения произо-
шли не по внутренней потребности личности студенческой молодёжи, а
насильственно, в ситуации одиночества человека перед лицом кризиса глобаль-
ных социальных трансформаций, без средств к выживанию. Сама степень усво-
ения общечеловеческих ценностей формирует студенческую молодёжь и в бу-
дущем будет определять её устойчивость и способность ответить на вызовы
XXI века.

Литература

1.       Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях не-
определённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании моло-
дёжи. М. :
Academia. 2009. С. 211.

2.       Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. М. :
2000. С. 38.

3.       Петров А. В. Ценностные предпочтения молодёжи: диагностика
тенденции изменения // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83-91.

4.       Ядов В. А. А всё же умом Россию понять можно // Россия: транс-
формирующееся общество. М., 2001. С. 12.

5.       Ядов В. А. О социальных процессах перестройки // Коммунист.
1991. №6. С. 60.

Анисимова Ольга Станиславовна - канд. филос. наук, доцент Донского

ГАУ.

Чумакова Татьяна Николаевна - канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой
философии и педагогики НИМИ Донской ГАУ.

Овсянкина Татьяна Валентиновна - соискатель кафедры философии
Донского ГАУ, заместитель директора Донского императора Александра III
казачьего кадетского корпуса.

7

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В
КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СОЦИАЛИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Анисимова О.С., Чумакова Т.Н., Овсянкина Т.В.

Ключевые слова: ценностные ориентации, студенческая молодёжь, кризис, социали-
зационная система, трансформирующееся общество, мировоззрение.

Ценностный потенциал личности определяется полученными в процессе
социализации ценностными ориентациями в нравственной, политической, ре-
лигиозной, эстетической сферах. Это миропонимание и мировоззрение челове-
ка. Речь идёт здесь о единстве психологических и идеологических моментов,
сознания личности и её самосознания, которые вырабатываются с помощью
эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в её ми-
роощущении, мировоззрении и мироустремлении. [6. С.62] Для определения
аксиологического потенциала личности студента профессионального образова-
ния необходимо раскрыть специфику студенчества. Большую часть теоретиче-
ских исследований студенческой молодёжи представляют работы российских
специалистов в области социологии молодёжи А. И. Запесоцкого, С. Н. Икон-
никовой, В. Т. Лисовского, А. А. Козлова, Ю. Колесникова, Л. Я. Рубиной,
Т. Э. Петровой, Е. Г. Слуцкого. Все эти авторы при определении студенчества
останавливаются на факте сходства нынешней динамики ценностных ориента-
ций с коренным переломом ценностных устремлений российских студентов
начала ХХ-го века.

Студенческая прослойка молодёжного слоя общества в качестве объекта
исследования является, пожалуй, самой неоднородной и неоднозначной си-
стемной единицей как по своей структуре, так и по своей функции. Определён-
ное значение имеет возрастная характеристика студенческой молодёжи и её со-
циальный статус. Определение возрастных границ молодёжи, а именно, верх-
ней, имеет очень большое значение (от 15 до 25 лет). Это знание важно в двух
аспектах: во-первых, молодёжный возраст - это стадия получения квалифика-
ции, завоевания положения в обществе. Если человек уже получил квалифика-
цию, то его нельзя относить к молодёжи. Во-вторых, молодёжный возраст - это
стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо
от того, каков будет результат выбора, важно, что, молодой человек, находясь в
процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса
брака, создания семьи), ведёт себя как взрослый. Например, человека, не состо-
ящего в браке, но старше указанной верхней границы и осуществившего такой
выбор, уже нельзя отнести к молодёжи. К такому выводу пришло современное
общество.

Несмотря на эти проблемы, студенчество всё-таки поддавалось теорети-
ческому определению. Например, Б. Рубин и Ю. Колесников определяют его
так: «Студенчество - это мобильная социальная группа, основным условием
которой является организованная по определенной программе подготовка к вы-

8

полнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и ду-
ховном производстве» [3. С.81]. С. Н. Иконникова и В. Т. Лисовский считают,
что «в социальной структуре общества студенчество может быть названо соци-
альной группой, по своему общественному положению стоящей близко к ин-
теллигенции, являющейся её резервом и предназначенной в будущем к занятию
высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники,
управления, культуры и т. д.» [4. С. 17].

Студенчество - полноценная самостоятельная социокультурная общ-
ность, которая, обладая активностью в меру своей функции образования и
«функционирующая в системе образования», «выступает в качестве объекта
производства, предметом которого является не вещь, а личность», по мнению
Б.г. Рубина и Ю.С. Колесникова [З.С. 81]. Поэтому главной функцией этого
производства является образовательная деятельность.

Закладываемый академическим образованием остов фундаментальных
знаний образует тот культурный стержень, в котором конденсируется вся куль-
турная память социума, аксиологической проекцией которого является система
идеалов и ценностей народа [2. С 125]. Этот культурный фундамент, монолит
формируется как теоретико-духовная вертикаль, в соответствии с ростом кото-
рой ширится культурно-практический опыт нации. Вертикаль теоретической
идентификации и горизонт практической интеграции студенчества находится в
состоянии динамического равновесия. Демократизация общества предполагает
раскрепощение самого человека не только как производящего агента, но и как
субъекта, принимающего решения, сознательно организующего деятельность,
определяющего перспективы совершенствования своего образа жизни, приоб-
щающегося таким образом к судьбам других людей. Изменившийся характер
общественного развития привлёк огромное внимание к резервам личностного
потенциала, ценности самореализации, самоопределения личности, творческой
активности и это приобретает всё большую значимость.

Образование является основным каналом приобщения молодого чело-
века к ценностям культуры, образования и профессии, то есть является важ-
нейшим и прямым транслятором ценностей. В связи с этим образование вообще
и профессиональное образование как хранитель и транслятор исторически тра-
диционных ценностей приобретает тенденцию к аксиологизации. Последняя
представляет собой совокупность педагогических условий, способствующих
развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению
аксиологического потенциала, формированию социальной зрелости студента.
Аксиологизация образования направлена на вполне конкретный результат, ко-
торый заключается в развитии ценностного отношения студента к познанию, к
профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жиз-
ненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и
проекцию своего жизненного пути.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с
помощью которого она научается ориентироваться в среде, приспосабливаться
к ней, охранять и обогащать её, приобретать о ней новые знания и посредством
этого непрерывно совершенствовать себя, т. е. опять же повышать свою обра-

9

зованность. Человек, рождаясь, как считали древние, был tabula rasa, без знаний
и умений посредством воспитания и образования получает всё это в соответ-
ствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развития поэтапно формируют-
ся идеалы, мотивы поступков, отношения и самое главное - стержень личности,
его аксиологическая система. В этом отношении роль и ценность образования
просто огромны. Главная целевая установка образования, на взгляд Е. К. Узде-
новой - «создание условий для самоактуализации и саморазвития личности» [5.
С.74], которая является ценностью для образования и человека на протяжении
всей его жизни и проявляется в мотивах деятельности, по мнению Ю.Ф. Ломо-
ва. Как отмечает Л. Н. Богомолов: «Это означает, что деньги, карьера, сообра-
жения престижа недостаточны для подлинной самореализации. Побуждает к
ней, прежде всего, внутренняя потребность человека, стремление к достижению
своей жизненной цели, к собственному свободному развитию. Она (самореали-
зация) материализуется в продуктах деятельности человека, в созданных им
вещах и проблемах, в самом процессе деятельности» [1.С.108].

В настоящее время в ситуации кризисного состояния российского обще-
ства большое значение имеют основные институты социализации - семья, вуз.
В связи с этим необходимо исследовать, какие ценностные ориентации значи-
мы для молодёжи, прежде всего, студенческой, и какие ценности она считает
наиболее важными. Особенно это актуально по мере изменения аксиологиче-
ских оснований функционирования российского общества.

Литература

1.       Богомолов Л. Н. Деятельность в жизни человека и общества // Со-
циально-политический журнал. 1994. № 1-2. С. 108.

2.       Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодёжи // Со-
циологические исследования. 1998. № 8. С. 125.

3.       Колесников Ю. С. Парадоксы формирования «рыночных стандар-
тов поведения студенческой молодёжи» // Известия вузов. Северо-Кавказский
регион. Общественные науки. 1997. № 4. С. 81.

4.       Лисовский В. Т. Социальные проблемы юности // Среднее специ-
альное образование. 1991 №4. С. 15-17.

5.       Узденова Б. К. Формирование ценностного отношения к родитель-
ству как основе полноценной семьи у учащихся школ и студентов ССУЗов //
Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 74.

6.       Фёдорова Е. А., Николаева Л.С. Философский анализ аксиологиче-
ских ориентиров личности студентов средних специальных учебных заведений
в современной России. Новочеркасск, НГМА. С. 36-70.

Анисимова Ольга Станиславовна - канд. филос. наук, доцент Донской

ГАУ.

Чумакова Татьяна Николаевна - канд. пед. н-к, доц. кафедры филосо-
фии и педагогики НИМИ Донской ГАУ.

ю

Овсянкина Татьяна Валентиновна - соискатель кафедры философии
Донского ГАУ, заместитель директора Донского императора Александра III
казачьего кадетского корпуса.

 

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

Ростов-на-Дону 2016 № 11

Практические

СОВЕТЫ

УЧИТЕЛЮ

Методический журнал

Сегодня в номере:

и На пути к общенациональной системе
профессионального развития педагога
новой российской школы. Горизонты
модернизации ДПО 20I6 — 20I7

В Исследовательская деятельность младших школьников
как средство оптимизации образовательного процесса

В Духовно-нравственное воспитание детей
в семье и школе

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методический журнал

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

Издается с декабря 1998 года

.                               v                    Издательство Ростовского института

                                               повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

Главный редактор С. Ф. Хлебунова

2016

Номер подготовлен редактором
Л.А.Тонкошкуровой

Редакционная коллегия

Е.Е.Алимова. Т.В.Барсукова, В.Г.Гульчсвская,
Л.В.Зевина, А.II .Королёва,
Н.Г.Осадченко, Г.И.Павлова, Т'.Ф.Пожидаева,
В.Я Рыбникова, А.М.Рябченко, Т.В.Сажнева,
АА.Тонкошкирова (ответственный секретарь),
В.Т .Фоменко

Над номером работали:

Редактор: А~А.Пыталева

Компьютерный набор и верстка:

II. В. Кардашова

Печать: В.М.Коткоо. А.Б.Косарь

Сдано в набор 26.09.2016.

11одиисано в печать 25.10.2016.

Дата выхода » свет 15.11.2016.

Уел. неч. л. 7,0. Уч.-изд. л. 6,5.       ■■*

1 ираж 155 акз. Заказ N1-' 103.

ГБ У Д1 IO РО «Ростовский институт

повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»

344011, Ростов-иа-Дыгу,
пер. Гвардейский, 2/51.

Телефон 267-56-00, 269-53-66.

11одпнсной индекс 53818.

(12+

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.roipkpio.ru
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свидетельство о регистрации ПИ № 77-3558
от 31.05.2000 в Министерстве Российской

Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций

© I осударственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ростовской области «Ростовский институт
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования», 2016

ЧИТАЙТЕ в номере

к актуальная тема Л
Королёва Л.Н.

На пути к общенациональной системе профессионального развития
педагога новой российской школы. Горизонты модернизации ДПО

2016-2017.................................................................. 1

Надолинская И.В.

Специфика и особенности преподавания предмета
«Обществознание» в современных условиях...... 4

^ Патриотическое воспитание а
Власенко Н.Ю., Фирсова О.П.

Реализация регионального компонента содержания образования
как средства духовно-нравственного развития и воспитания
школьников в МБОУ Владимировской СОШ..... 7

^ Профильное обучение А
Шамрай Ю.В.

Вариативность образования как условие стандартизации .      11

кч Шолоховское наследие А
Лукашёва Е.П.

Использование произведений М.А.Шолохова при изучении истории 15

^ Учитель года Дона а
Приходько В.Е.

Исследовательская деятельность младших школьников как средство
оптимизации образовательного процесса               25

^ Начальная школа а
Карачеоцева Е.В.

Активные формы и методы работы как средство повышения
мотивации обучения и эффективности урока...... 31

Бадругина О.В.

Повышение эффективности урока как основной формы

учебно-воспитательного процесса......................... 34

Плетнёва И.Н.

Формирование общекультурной компетенции младших школьников
через воспитательную работу................................. 38

^ История А
Кислякова Г. Г.

Органы власти у донских казаков в XVI - XVII веках  40

Основы РЕЛИГИОЗНЫХ культур и светской этики А.

Харитонова О.А.

Духовно-нравственное воспитание детей в семье и школе      44

Физика а
Дзюба Т.В.

Дидактические ресурсы использования медиаобъектов электронной
формы учебника (ЭФУ) в логике ФГОС на уроках физики     48

Ьч Физическая культура а
Пееицына Л.М.

Проектирование технологической карты урока физической культуры

в соответствии с требованиями ФГОС.................. 51

Данченко Л.Ю.

Самоконтроль в процессе выполнения занятий физическими

упражнениями.......................................................... 55

^ Наши авторы А

ü

ОРГАНЫ ВЛАСТИ У ДОНСКИХ КАЗАКОВ
В XVI - XVII веках

Конспект урока
7 класс

Г. Г. Кислякова

Пояснительная записка

Реалии сегодняшнего времени требуют от человека новых качеств: способности к творче-
скому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Немаловажной зада-
чей, которую государство ставит перед школой, является патриотическое и гражданское становле-
ние подрастающего поколения, то есть воспитание человека с активной жизненной позицией, тру-
долюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы лично-
сти, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость
Одним из решений этих задач может стать более углубленное изучение истории России, особенно
истории малой Родины. Решению именно этой проблемы посвящена данная методическая разра-
ботка урока.

Тема «Органы власти у донских казаков в XVI-XVII веках» входит в курс «Истории донского
казачества» для 7 класса, который охватывает историю Донского края с древнейших времен и до
конца XVIII века.

Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС второго поколения, на-
правлен на формирование УУД. В представленном уроке основной целью является, показать фор-
му политической и военной организации войска Донского в начале XVII века: создать целостное
представление о системе управления в войске Донском и этническом составе казачества этого пе-
риода: формировать коммуникативную культуру в процессе групповой и фронтальной деятельно-
сти, развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение;
умение формулировать оценочные суждения.

Отправной точкой урока, его «завязкой-интригой», является представление картины
художника Д.Н.Кардовского «Сборы казачьего круга» с целью создания зрительного образа эпохи,
эмоционального настроя и мотивации к изучению нового материала. В ходе анализа деталей кар-
тины происходит постановка проблемы и цели урока - какое самоуправление было у донских
казаков в XVI - XVII веках и какие основополагающие законы, регулирующие жизнь казаков, были в
это время.

На этом этапе урока происходят процессы адекватного самоопределения ученика в учеб-
ной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требова-
ний учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации

На этапе актуализации организуется подготовка учащихся «открытию нового знания

Данный этап предполагает:

1)       актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания,
их обобщения;

2)         актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)         мотивирование учащихся к пробному действию и его самостоятельное осуществление.

Изучение нового материала: Войсковой круг - законодательная власть, «казачье войсковое

право», атаман, есаул - исполнительная власть, местное самоуправление - станичные круги и
станичные атаманы, походные атаманы, символы власти донских атаманов.

Этап групповой работы на уроке связан с регулятивными действиями, которые обеспечи-
вают учащимся организацию их самостоятельной учебной деятельности. К ним относятся, плани-
рование последовательности действий с учетом конкретного задания учителя, предвосхищение
результата и уровня выполнения задания; контроль в форме сличения с результатами других. При
этом развиваются коммуникативные умения - это умение правильно, грамотно, доходчиво объяс-
нять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению Используется
поиск и переработка информации в учебнике, раздаточном материале

40

Коммуникативные умения обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции одно-
классников как партнеров по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, про-
являть инициативу в поиске информации, выражать свои мысли.

Заключительный этап: подведение итогов и оформление вывода в виде схемы и ответа

на проблемный вопрос.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутрен-
ней жизни войска Донского в XVI - XVII вв.

Задачи урока:

Образовательные:

-        создание целостного представления об управлении в войске Донском в конце XVI - нача-
ле XVII вв ;

-        усвоение содержания понятий: Войсковой круг, атаман, есаул, майдан, походный атаман,
станичный атаман, булава, насека;

-        знание имен первых войсковых атаманов. Сары-Азман, Сусар Фёдоров, Михаил Черка-
шин, Фёдор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун.

Воспитательные задачи:

-        развитие эмоциональной сферы - сопереживание, эмоциональное отношение к происхо-
дящим событиям;

-        формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятель-
ности.

Развивающие задачи: развитие познавательного интереса; умения анализировать художе-
ственное произведение; умения анализировать исторический документ; умения формулировать
оценочные суждения.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовывать свою деятель-
ность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД: через самостоятельную деятельность с информационными источ-
никами (учебник, документ), путем анализа и логических выводов учить отвечать на вопросы и ре-
шать проблему урока

Регулятивные УУД: помогать осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в
действия обучающихся.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в группе, сотрудничать, договаривать-
ся, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Оборудование:

у учителя: мультимедийное оборудование, электронная презентация для сопровождение

урока;

у учащихся: карточки для закрепления изученного материала, карандаши, ручки, книга
Евлампия Котельникова «Были донской станицы».

ход УРОКА

1.         Изучение нового материала.

1 1. На слайде: картина Кордовского Д.Н. «Сборы казачьего круга».

Слово учителя: На картине изображена сцена Войкового круга на центральной площади
городка - майдане большое скопление казаков, в центре стоит войсковой атаман, в его руке насе-
ка, рядом изображен есаул. По лицам и жестам казаков можно предположить, что идет очень бур-
ное обсуждение какого-то события.

Вопросы к сюжету картины:

-          Что вы можете рассказать об этническом составе казаков, изображенных на картине?

-          Как расположены фигуры казаков - поодиночке, в ряд, в круг'?

-        Выскажите предположения о том, кто изображен на картине По каким признакам вы опре-
делили, кто эти люди и чем они занимаются?

Вопрос: Что же так бурно обсуждают казаки, какие исторические события легли в основу
сюжета картины? Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Органы власти у
донских казаков XVI - XVII вв ».

41

История

1.2.        Войсковой круг.

Слово учителя: Высшим законодательным органом у донских казаков в XVI - XVII вв яв-
лялся Войсковой круг. Происхождение этого термина объясняется тем, что при обсуждении своих
дел казаки собирались в круг, в центр выходили атаман, есаул. Всеобщий Войсковой круг собирал-
ся раз в год, весной, на майдане. Как высший законодательный орган донских казаков круг решал
важнейшие вопросы казачьей жизни: объявление войны, заключение мира, прием послов, суд, вы-
боры исполнительной власти.

Работа учащихся с учебником, § 7, с. 29.

-         Кто мог принимать участие в кругах?

-         Кто такие «пенные казаки»?

1.3.        Войсковой атаман.

Слово учителя: Исполнительная власть у донских казаков принадлежала войсковому
атаману. Термин этот во многих языках означает - предводитель Атамана выбирали на Войсковом
круге путем прямого голосования, сроком на один год. Атаманом мог стать любой казак, зареко-
мендовавший себя как уважаемый человек. Избранному большинством голосов атаману вручался
знак атаманской власти - насека - длинный деревянный жезл с серебряным набалдашником Из-
бранному на круге атаману казаки беспрекословно подчинялись. «Куда наш атаман взор кинет,
туда
мы свои головы бросим - говорили казаки и шли в огонь и в воду за своим предводителем

Обязанности атамана: дела разного рода по внутреннему управлению: мирил ссорящихся,
защищал обиженных, разделял царское жалование, принимал послов, вел подготовительную рабо-
ту по созыву Войскового круга.

Работа учащихся с учебником, § 7, с. 38.

-         Какие функции выполнял походный атаман?

1.4.        Есаул, войсковой дьяк, войсковой толмач.

Слово учителя: Ближайшим помощником войскового атамана был есаул, избиравшийся
как и атаман, на круге. Слово «есаул» пришло на Дон из восточных языков, означает распоряди-
тель, исполнитель. В обязанности есаула входило открытие круга, вручение вновь избранному
атаману знаков атаманской власти и всяческая помощь атаману.

Войсковой дьяк выполнял функции писаря.

Войсковой толмач - переводчик.

1.5.        Местное самоуправление (Приложение).

Слово учителя: Выборы атаманы станицы, как позже стали называть городки, проходили
аналогично войсковым выборам. Станичный атаман выполнял поручения войскового атамана, за-
нимался решением бытовых вопросов на уровне станицы, решал споры казаков.

Работа с документом: отрывок из книги Евлампия Котельникова «Были донской станицы».

Прочитать отрывок и ответить на вопросы:

-         Как старый атаман сдавал полномочия?

-         Как проводились выборы?

-         Какие обязанности на выборах атамана выполнял есаул'?

-         Назовите символ станичного атамана.

Записи в тетради. Записать значение слов: Войсковой круг, атаман, есаул, майдан,
походный атаман, станичный атаман, насека.

2.         Закрепление.

Задание: запишите слова в схему в зависимости от их значения и нахождения на площади
во время созыва Войскового круга.

42

есаул

войсковой дьяк

3.        Подведение итогов.

Вопросы.

-       Кому принадлежала верховная законодательная и исполнительная власти у донских каза-
ков в XVI -XVII вв.?

-         Какие функции выполняли есаул и станичный атаман?

4.       Домашнее задание. § 7, творческое задание провести параллель между системой госу-
дарственной власти в России и в Войске Донском в XVI - XVII вв

Приложение

«На Богоявление, от утрени по закличке собирается станица в станичную избу. Атаман
встает, молится Богу, кланяется на все четыре стороны и говорит: «Простите, атаманы-молодцы.
в чём кому согрешил». Станица подает голос: «Благодарим, Зиновий Михайлович, что потрудил-
ся»
Он кладёт насеку на стол, положив шапку свою, и садится где-нибудь, но его сажают-таки на
первое место. Он приказывал есаулу доложить. И когда вся станица замолчит, докладывает сдав-
ший насеку атаман: «Кому, честна станица, прикажете насеку взять?». Вдруг всеми голосами
кричат: «Сохрону Самойловичу, Сохрону Самойловичу, Сохрону Самойловичу!». Таких докладов и
подачи голосов должно быть три. И как на Сохрона Самойловича больше голосов, то и поручают
ему насеку для выбора атамана. Сохрон Самойлович, приняв станичную насеку, возглашает: «Вот,
честная станица Курмояровская! Старый атаман год свой отходил, а вам без атамана нельзя
быть На кого, честная станица, покажете?».
Одни кричат «Макея Яковлевича'.» Другие: «Якова
Матвеевича!». Третьи - своего. Есаул докладывает за кого прокричали больше. Сохрон Самойло-
вич вручает тому насеку».

Евлампий Котельников «Были донской станицы»

43